Виды барельефов
Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.
Виды барельефов
В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:
Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”
Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.
Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.
Техники барельефа
Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:
- Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
- Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
- Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
- Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.
По месту или на листе?
Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.
Рельефные панно
Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.
Барельеф на стене – что это такое?
Ещё много столетий назад люди активно оформляли стены собственных домов всевозможными украшениями. Могла это быть резьба по камню или дерева, оригинальные штукатурки и т. п. Однако в их ряду, барельеф всегда позиционировался как наиболее изысканный и статусный.
Барельеф являет собой выступающий над поверхностью стены, объёмный декоративный элемент. Это могут быть фигуры людей или животных, растения, узоры, предметы быта, мифические существа и многое другое. Часто встречаются семейные гербы или единичные картинные произведения. Такое широчайшее разнообразие вариантов позволяет реализовать самые затейливые стилистические идеи, оформляя помещение в произвольной цветовой гамме.
Чтобы воплощать в реальность такие проекты, используются специальные шаблонные формы из прозрачного полимера. Такие трафареты, после предварительного планирования будущего интерьера можно изготовить собственноручно, заказать в специальной мастерской или купить готовые матрицы. Последний вариант наиболее худший, поскольку модели неуникальны и выбор ограничен.
Эскизы и трафареты
Трафареты делятся на многослойные и однослойные. Для барельефов на стенах жилых помещений применяют именно однослойные трафареты. Их легче изготовить самостоятельно.Для окрашивания сквозных отверстий применяют краски, созданные на основе эмали, акрила или воды и эмульсии.Краски наносятся на стену губкой или валиком, хотя часто применяют специальные аэрозоли. Кисти применять не рекомендуется, чтобы не деформировать границы рисунка. Валик позволяет избежать затекания краски под шаблон.
Какие узоры стоит выбирать для создания трафаретов и эскизов? Предпочтения отдаются следующим мотивам:
Растительным – они позволяют создать естественную или сюрреалистическую картину на стене. И цветы, и ветки, и деревья всегда выглядят изящно, идеально вписываясь в любой интерьер квартиры. Кроме того, цветы подходят для каждой комнаты в квартире или дома, их можно наносить на стены на кухне и в ванной.Анималистическим. На стене замечательно смотрятся изящные изображения кошек и других животных, в том числе сказочных и волшебных. Часто используют изображение кошек. Продолжением «кошачьей» темы являются следы на стене львов, тигров, леопардов, тигриные полосы.Геометрическим. Особенно это касается прямых и простых линий, которые могут выглядеть стильно и замысловато.Бордюрным. Акцент делается на то, чтобы повторять несколько раз один и тот же рисунок. Для бордюрных трафаретов характерна лаконичность и большое разнообразие тематики – от бабочек до несложных орнаментов.
Для того, чтобы изготовить трафарет самостоятельно, стоит придерживаться таких правил:
Распечатать рисунок оригинального формата или масштабировать его до нужного размера.На рисунок нанести сетку с ячейками, которые имеют размеры 1 на 1 сантиметр.На другой лист бумаги или картона нанести сетку, которая будет иметь ячейки большего размера.Сетка нужна для того, чтобы аккуратно переносить все фрагменты рисунков.После этого рисунок переносится на картонку, пленку, металл.Вырезать шаблон по намеченным линиям.Вырезание проводится острым ножом, что позволит получить ровные и четкие границы линий.
Бумажные шаблоны не получится использовать многократно, максимум – 2-3 раза, поскольку бумага от раствора размягчается. Рисунки из бумаги подходят для изготовления одиночных барельефов. Более долговечными являются пленочные и металлические трафареты – они крепятся к стене двусторонним скотчем.
Чтобы сделать барельеф на стене квартиры самостоятельно, необходимо придерживаться всех рекомендаций и правил, указанных выше. Прежде, чем приступать к работе, создается детальный эскиз будущего изображения, приобретаются инструменты, готовиться рабочее место и стена. И только потом, без спешки, можно приступать к работе. Процесс изготовления барельефа много времени не займет, если тщательно подготовиться, осветить место работы, посоветоваться со специалистами и сделать прочный шаблон.
- https://stroyday.ru/remont-kvartiry/interernye-resheniya/barelef-na-stene-svoimi-rukami.html
- https://obustroen.ru/remont/shtukaturka/barelef-na-stene.html
- https://vopros-remont.ru/steny/barelefy-lepnina/
- https://stroychik.ru/steny/barelef-svoimi-rukami
- https://nastroike.com/interier-i-landshaftniy-dizain/453-dekorirovanie-sten-v-tekhnike-barelef-osobennosti-sposoba-poshagovaya-instruktsiya-kak-sdelat-barelef-na-stene-svoimi-rukami
- https://mr-build.ru/dekorativnie-pokritiya/barelef-na-stene-svoimi-rukami-master-klass.html
- https://planken.guru/vnutrennyaya-otdelka/obustroystvo-barelefa-na-stene-svoimi-rukami.html
- https://otdelkasten.com/dekor-sten/barelef-na-stene
- https://remboo.ru/design/kak-sdelat-barelef-na-stene-svoimi-rukami.html
Нанесение рисунка
Для выполнения работ потребуются такие инструменты: клей для обоев, грунтовка высокого качества. Сначала нужно удалить все старые покрытия со стены, на которую планируется нанести изображение. Далее выполняем просушку и грунтовку. Сначала делаем на стене карандашный набросок. Новичкам не рекомендуется сразу приступать к нанесению сложных картинок.
Для отработки навыков подходят тропическая растительность и райские птицы. Можно использовать технику увеличения с помощью клеток, если навыки практически отсутствуют. Расчерчиваем на квадраты как сам участок стены, так и рисунок. Все линии переносим постепенно, по очереди. Главное – помнить, какой масштаб изображения выбран, даже если речь идёт о мелких деталях.
Технология производства гипсовой лепнины
Для самостоятельного изготовления лепнины подойдёт белый гипс без слежавшихся комков. В его составе не должно быть примесей в виде песка. После замешивания время застывания раствора колеблется в пределах 6-30 минут.
Подготовка раствора
Для увеличения времени застывания добавляют различные ПАВ, клей, известь или буру. В процентном соотношении добавки должны составлять от 0,2% до 2% от общей массы гипса. Чтобы уменьшить время используют горячую воду, соль, квасцы или сульфат натрия.
Количество воды зависит от качества гипса. Для мелкого помола жидкости уйдёт меньше, чем для крупного. На полтора килограмма порошка понадобится литр жидкости, для более густой консистенции соотношение составит 2 к 1, для жидкой – 1 к 1.
Создание лепнины своими руками
Для изготовления лепнины понадобится форма с декоративным орнаментом. Для лучшего распределения состава внутренние стенки следует смазать смесью керосина со стеарином, также подойдёт масло. Далее алгоритм действий следующий.
- Заполнить раствором шаблон.
- Вибрирующими или встряхивающими движениями удалить все пузырьки воздуха изнутри.
- Шпателем выровнять поверхность и оставить на 20-30 минут для полного застывания.
- Аккуратно вынуть заготовку и поставить на сутки на просушку.
Watch this video on YouTube
Конструирование мобильной формы
Для изготовления съёмной формы барельефа, берут деревянный короб с задней фанерной стенкой. Размер ящика совпадает с габаритами задуманной детали. На фанеру настилают полиэтиленовую плёнку или пергаментную бумагу. Следят, чтобы не было складок или морщин, которые отпечатаются на готовом изделии.
Небесные мотивы в гипсе Источник couo.ru
1 вариант.
Растительное масло слегка загущают солидолом и смазывают подложку. Кладут кусок мягкого пластилина и формуют предмет, который должен стать барельефом.
Угловой барельеф – бабочка Источник mr-build.ru
Пластилиновую заготовку смазывают маслом и заливают Смесью акриловой штукатурки. Оставляют не менее, чем на сутки до полного застывания. Затем снимают и получают форму для заливки.
Варианты цветного барельефа Источник modernplace.ru
Художественная гипсовая лепка в квартире своими руками: пошаговое руководство
Первые шаги по созданию барельефа лучше начинать с использованием простых инструментов и материалов.
Инструменты
Перечень необходимых инструментов для создания барельефа своими руками:
- картон, если планируется самостоятельно вырезать трафарет либо трафарет в готовом виде;
- наждачная бумага для затирки;
- малярная лента;
- нож, шпатель и штукатурный или скульптурный стек;
- кисточка;
- пульверизатор с чистой отфильтрованной водой;
- фломастер на масле, если планируется выделить контуры цветом;
- скребок;
- хозяйственные перчатки.
Рельефные узоры получатся особенно четкими, если использовать для их создания специальную форму.
Материалы
В качестве материалов лучше использовать шпатлевку. Главное условие – она должна быть гипсовой, иначе созданная фигура легко разрушится. Такую шпатлевку можно купить в готовом виде либо смешать самостоятельно.
Список материалов для барельефа:
- гипсовая шпатлевка в объеме около 3 кг;
- грунтовка аналогичного веса;
- акриловая краска;
Полиуретановая лепнина высокопрочная, по фактуре она напоминает гипс. Материал выдерживает перепады температуры, влажность, небольшие механические повреждения. Поверхность фигуры окрашивается в любые оттенки, на нем легко создавать эффект под старину.
Заготовки для будущей лепки из гипса
Очень важна подготовка поверхности под нанесение объемных форм. Поверхность должна быть ровной, иначе рисунок исказится, а его сцепление с поверхностью будет не надежным.
При сооружении модели используются специальные формы.
Приготовление раствора из гипса или штукатурки
Наиболее подходящим штукатурным составом являются продукты линейки от «Knauf», например, «Rotband Knauf». Эту готовую к нанесению на стену смесь нужно разбавить водой строго в соответствии с условиями по ее эксплуатации, указанными на упаковке производителем.
Допускается использование других штукатурных смесей. Главное условие – материал должен быть качественным от проверенного производителя, пластичным, а его структура – без образования комков.
Когда необходимо применять проволоку
Для тонких и изогнутых линий необходимо использовать проволоку. Она придаст прочности хрупким элементам, создаст своего рода каркас для утонченных деталей, предохраняя их от деформации.
Как выкладывать рельефный рисунок на стену
Заготовленный трафарет необходимо зафиксировать на стене малярным скотчем. Для этого нужно приложить его к поверхности и плотно прижать, оставляя отверстия свободными. В эти отверстия закладывается смесь.
Крепление и высыхание
Через некоторое время смесь начнет затвердевать. В это момент семь схватывается со стеной.
Дальнейший процесс моделирования барельефа на стене:
- трафарет нужно аккуратно удалить;
- штукатурным стеком необходимо заполнить пустоты;
- сбрызнуть элементы водой;
- отмоделировать каждый изгиб рисунка кисточкой;
Оставить до полного высыхания, после чего затереть скребком.
Тонирование
Перед тонированием необходимо выполнить шлифование модели. Для этого необходимо взять мелкую наждачную бумаги и потереть равномерно по выпуклым и вогнутым местам по всей поверхности фигуры круговыми движениями.
Далее кисточкой необходимо удалить гипсовую пыль, тщательно вычищая ее из узких вогнутых мест. После чего, фигуру покрывают тонким слоем грунтовки, например, специальным лаком-грунтовкой для защиты от разрушающего воздействия солнечных лучей или налипания пыли. Если предусмотрено окрашивание стен – далее нанести краску в два слоя, давая просохнуть каждому.
Материалы для создания барельефа
В штукатурных рельефах древние использовали как глину, так и алебастр (гипс), известь, смешивая их с песком или каменной мукой. Первым классическим материалом для лепки и штукатурки была глина. Она экологична, безотходна, негорюча, пластична, лепнина легко ремонтируется. Минусы – большой вес, бедная палитра, хрупкость, склонность к трещинообразованию при высыхании.
барельеф из глины
Успешнее оказался гипсовый материал благодаря свойственным ему: безусадочности, пластичности, быстрому твердению, экологичности. Гипсовый порошок, разводимый водой, образует безусадочное тесто, из которого легко формируются точнайшие узорчатые формы, достигается гладкость поверхности. Кроме того, застывший гипс хорошо шлифуется и вырезается.
Материалом для рельефных изображений служит папье-маше. Лёгкое дешёвое сырье превращается в массу, которую лепят руками. Материал не нагружает основание, экологичен, изделия легко ремонтируются. Недостаток – можно формировать только грубые рельефные формы. Кроме того, папье-маше склонно к горению.
Многие современные отделочные смеси можно применять для создания лепных изображений. Любители или мастера используют как сырьё для замеса лепочной массы шпатлёвки, смеси для отделки с полимерами – акриловые штукатурки. Например, успешно применяется состав: гипс архитектурный – 1 ч.; акриловая штукатурка – 1 ч.; ПВА (клей) – 0.5 ч. (пропорции берут по объёму). В смешанные предварительно сухие компоненты вливают воду, доводя размешиваемую массу до кефирной консистенции, вводят клей. Вязкость подбирают в соответствии с техникой лепки.
Без изменений состава используют гипсовые шпаклевки, выпущенные известными компаниями:
- польская АкрилПутц (акриловая шпатлевка, готовая и использованию);
- Pufas (содержащая целлюлозные волокна гипсовая шпаклёвочная смесь);
- Ротбанд (используют для слоёв, прилегающих к стене, для верхних слоёв – Шитрок);
- Кнауф Uniflot (пластичная, высокопрочная, позволяет создавать глубокие рельефы, которые держатся без дополнительного армирования);
При послойном создании рельефного изображения также понадобится обрабатывать каждый слой шпаклёвки грунтовочным составом для получения шершавой клейкой поверхности. Нужны грунтовки, состав которых хорошо напитывает уложенный слой и глубоко проницает в него. Для каждого промежуточного и окончательного слоя (перед покраской) подойдут Пуфас или Церезит глубокого проницания.
Из чего сделать барельеф? Материалы, инструменты
Сразу оговоримся: пошаговые технологии и полный перечень всех составляющих будет указан ниже, в соответствующем разделе.
Сначала мы перечислим только основное, что нужно иметь:
- Алебастр;
- Клей ПВА;
- Финишную шпаклёвку;
- Воду.
Это основа основ, а вот вспомогательные материалы уже зависят от вида рисунков, с какими мы и разберёмся здесь и сейчас.
Самые солидные барельефы выходят из алебастровой массы, залитой в формы.
В зависимости от вида последней, вы можете получить абсолютно любую конфигурацию выпуклого рисунка: фрукты, цветы, ракушки и даже классические капители.
Главное тут – просто найти подходящую форму, а остальное уже просто мелочи. Залить гипс вовсе несложно.
Вот примерно такие элементы декора можно сделать за какой-то час. Это морская тематика, а вы вольны выбирать что угодно, на свой вкус.
Эти ракушки вылиты с помощью обычных детских пасочек для песка и прикреплены к листам гипсокартона. А обрамление рамки выполнено готовыми пенопластовыми багетами, которые обычно крепят на стык потолка и стены.
Вроде, ничего сложного. Гипса полно в строительных магазинах. Но где ж взять удачную форму?
Тут придется вас огорчить, выбор не так и велик: мало найти просто визуально подходящий по виду образец, нужно ещё, чтоб материал выдержал нагревание гипса во время застывания.
Да-да, он разогревается достаточно сильно и расширяется! Поэтому, формы для изготовления мыла, допустим, не подойдут. Они просто лопнут и всё, так как сделаны их слишком тонкого пластика, не самого лучшего качества.
Нужно что-то посущественней, типа тех же пластмассовых пасочек, а ещё лучше – силикон для выпечки. Ему не страшны никакие метаморфозы материала, так как он рассчитан и на большой нагрев и на растяжение.
И главное, вынимать из него готовое изделие куда проще, чем из чего-то жёсткого.
С этим видом барельефа своими руками мы поверхностно разобрались, а детальное описание процесса мы вам дадим ниже, в соответствующей подрубрике. Там же вы найдёте полный перечень необходимых материалов и приспособлений для каждого из видов картин своими руками.
Но кроме отливки, есть и другие варианты исполнения.
Например, барельеф из готовых гипсовых статуэток! Смотрится такая картина чрезвычайно дорого, а вот конечная её цена не может не радовать.
Особо красиво смотрятся панно с различными греческими персонажами мифов, например, Афродитой или маленькими ангелами.
Если брать этих дам из гипса, а не мрамора, то такая покупка не ударит по карману. Но и это ещё не все варианты!
Вы можете сделать очень милую композицию, используя обычные цветы из материи, видов которых в магазинах сувениров не счесть. Кроме этого, можно использовать шишки и прочие подходящие формы. Выглядеть это будет так:
Барельеф из гипса можно сделать съёмным, как обычную картину, а можно и монолитными, как одно целое со стеной, как вы уже видели на верхнем рисунке с ракушками.
А если вы умеете рисовать, то для вас не составит труда сделать объёмный рисунок прям из шпаклёвки, не используя никаких вспомогательных средств и форм. Но для этого нужно иметь художественный вкус и самые элементарные навыки лепки. Вот что может получиться:
Или даже так, но для этого надо быть мастером.
Вот, собственно и все методы, доступные практически каждому. А теперь давайте перейдём к конкретике и начнём наконец-то делать, а не мечтать!
Инструмент
Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.
Инструменты для изготовления барельефов из гипса
Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.
Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.
Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.
Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.
Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.
Работа с инструментом и уход за ним
Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.
Техники исполнения рисунков гипсом
Ниже представлены некоторые стили выполнения барельефа.
стилевое решение | описание |
ампир | придает помещению фундаментальность, статусность благодаря массивным элементам. Особенно актуальные арки, выполненные в этом стиле или колонны. Не редко ампир используют на отдельных участках. |
римский | отличается повторением подобных элементов, так называемого раппорта. Следует проработать орнамент деталей, так как именно он подчеркнет общий эффект |
барокко, рококо характеризуется довольно легкими и пышными формами. Барокко символизирует объемность рисунка и ассиметрии
Рококо акцентирует внимание на военных действиях, людях или животных. арт-деко довольно абстрактное направление, яркое, пестрое и креативное, однако при умелом его применении делает помещение весьма изящным и шикарным. В стиле арт-деко часто используется золочение и шик классика классические мотивы широко используют при оформлении помещения в сдержанных или светлых тонах, с минимальным набором цветов в интерьере
Необходимо продумать каждую деталь или элемент, и, соблюдая симметрию, подобрать гармоничные цвета и оттенки.
Монтаж подсветки
Даже если барельеф окрасить в яркие тона, без правильно устроенной подсветки, теряется глубина мазка, фактура становится невыразительной, пропадает объем. Включённый свет оживляет панораму, контрастно выделяет выпуклости.
До начала создания объекта в стену монтируют проводку, заранее проектируя выход контактов. Дизайн светильника не должен выделяться и перебивать тему скульптуры. Лучше, если он будет незаметен в общем фоне или быть в одном стиле с рельефом.
Идеальный дизайн интерьера Источник topsten.ru
Свет направленный снизу создаёт впечатление большого объёма. Сверху – выделяет основные части. Спрятанная внутри рельефа светодиодная лента мягко подсвечивает все детали.
Вариант барельефа в спальне Источник modernplace.ru
Примеры подсветки:
- Китайская тематика – квадратные фонарики;
- Барельеф в арабском стиле – марокканский светильник;
- Лилии – точечные лампочки в каждой чашечке;
- Растительный орнамент во всю стену – обрамление светодиодной лентой по периметру.
Подсветка, соответствующая теме, сделает объект ещё элегантней.
Тонкая работа, замаскированная под простоту исполнения Источник decorstudia.com.ua
Барельеф своими руками
Многие заказывают оформление стен объемными рисунками специалистам, однако, зная, из чего сделать барельеф, можно выполнить работы своими руками.
Для барельефа на основе шпаклевки понадобятся:
- шпаклевка;
- клей;
- шпатель;
- резак;
- акриловые краски;
- кисти;
- витражный контур.
На первом этапе на поверхность стены переносится эскиз будущей объемной картины. Его переводят на бумагу, накрывают пленкой и переносят контур на нее. Для этого подойдут стойкий к стиранию маркер либо фломастер.
Подготовка основания – второй этап. Нужно нанести акриловую шпаклевку, мелкозернистый гипс – это основа будущего барельефа. Их нужно разровнять и дать подсохнуть, но не до конца. Минут через 15 можно приступать к работе – перенести рисунок на стену.
Закрепите пленку на стене малярным скотчем, обведите рисунок, чтобы изображение отпечаталось в стену. Простые способы создания барельефа для начинающих предполагают следующие действия:
По контуру на стене наносят шпаклевку – один слой за другим. Последующие слои наносятся лишь после того, как высохнут предыдущие.
Когда прорисованы все детали, панно нужно хорошо просушить, обработать наждачной бумагой. Нужно сгладить все шероховатости, уголки, выпуклые и вогнутые элементы
Работа на этом этапе требует аккуратности и осторожности.
Сделав чистовую обработку, рисунок грунтуют и раскрашивают. Использовать лучше водоэмульсионную краску. Для того чтобы поверхность вокруг объемного рисунка не выглядела неестественно ровной, нанесите небольшой слой штукатурки и обработайте его смятой бумагой, полиэтиленом, чтобы поверхность стала шершавой.
Гипсовый барельеф своими руками имеет несколько другую технологию изготовления. Лучше использовать готовые формы для отливки элементов из смеси гипса и клея ПВА. Масса должна быть похожей на пластилин.
Используя готовые формы, можно отлить отдельные элементы орнамента, высушить и приклеить на стену. Те детали, для которых нет форм, либо они слишком мелкие для отливки, можно вылепить вручную.
Когда весь рисунок готов, белым герметиком заделывают все щели. Далее, как и в случае со шпаклевкой, барельеф покрывают грунтовкой и окрашивают. Можно нанести краску, воск, добавить позолоту.
Как прикрепить отдельно изготовленную картину
Для этого используют плиточный клей. Большую по весу картину можно прикрепить, с помощью гвоздей, саморезов, или углубив ее в стену. Для этого приготавливают нишу, а в нее вставляют изображение. Все швы спокойно замазываются раствором и затираются наждаком.
Готовый настенный барельеф тщательно ошкуривают наждачной бумагой, очищают все впадины и швы от пыли, грунтуют специальной кистью и окрашивают. Хорошо подходит водоэмульсионная краска, которой покрывают все выступающие части. Здесь лучше воспользоваться обычной губкой.
Барельеф с девушкой на стене
Барельеф в интерьере
Красивый барельеф в комнате
Смотрите такжеКомната в стиле барокко
Плюсы и минусы барельефа
Барельеф изготавливается из древесины, глины, алебастра, гипса или камня. Последний способ очень трудоемкий и требует от скульптора высокого уровня мастерства, так как любая ошибка не подлежит исправлению. Из дерева барельефы создают путем резьбы, а глина — самый доступный материал, который подходит даже для новичков. Лепкой занимались все еще в школьные годы. Барельефные изделия в отличие от обычных скульптур позволяют сохранять масштаб 1:1 и при этом экономить на материалах. Ведь глины, к примеру, для ваяния человека в полный рост потребуется почти на 60-70% меньше, чем на создание аналогичной полноценной статуи. Раньше любые виды рельефов украшали собой стены и потолки и при этом оставались их частью, то есть композиция была статичной и не подлежала перемещению. Сейчас можно изготовить небольшой барельеф на специальном холсте-подставке и передвигать его по квартире при необходимости.
Объемные композиции неизменно ассоциируются с классическими стилями. Действительно, такой декор уместно будет смотреться в одноименном дизайне, арт нуво, модерне, барокко, рококо, ампире. Но здесь речь идет о традиционных скульптурах, с мягкими линиями и множеством мелких, вычурных деталей. В центре композиции, как правило, фигурируют люди, божества, мифические существа или сложные орнаменты. В современный стиль органично вольется минималистичный барельеф:
- Городская панорама;
- Кусочек леса;
- Объемные «завихрения» взбалтываемой жидкости;
- Имитация «старого» слоя отделки или кирпича под осыпавшейся штукатуркой.
К морскому стилю подходят объемные изображения косяков рыб, коньков, водорослей, коралловых «полей» и фантастические панорамы владений Тритона. Конечно подобные композиции новичку не удастся изготовить с первого раза без ошибок. Придется долго тренироваться и набивать руку. В этом, пожалуй, основной недостаток барельефа. Его невозможно создать красивым без больших временных затрат на обучение мастерству скульптора. Исключением станут только абстрактные рельефы, которые подойдут для одноименного стиля или минимализма. В отличие от декоративной росписи, барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом. Подсветка идеально подчеркнет каждую линию. Популярен этот вид оформления для украшения арок, каминов, проемов и акцентных стен. С его помощью можно грамотно замаскировать неровности поверхности, спрятать коммуникативные линии или же исказить пространство в комнате неправильной формы.
Итальянские мотивы подчеркнут виноградные лозы и декоративные колонны или объемный пейзаж из фальш-окна. Японский колорит дополнит 3D ветка сакуры, усеянная многочисленными цветами, а китайский — дракон с оскаленной мордой. В дом с элементами, традиционными для Индии, гармонично вольются тематические слоны на стенах и декоративные скульптуры многоруких индуистских божеств.